Игра, придуманная по дороге в Калугу 29 августа 1985 г. Играют двое. Берется некоторое слово; каждый из играющих пытается преобразовать его в другое. Скажем, исходное слово – «барабан», игрок А задался целью преобразовать его в «чай», игрок Б – в слово «сок».
основные правила преобразования следующие. Разрешается либо менять отдельные буквы слова – не более двух за один ход, – либо исключать некоторые буквы и добавлять новые (также не более двух букв за ход). Наконец, можно изменить одну букву и добавить (либо исключить) другую. за каждое преобразование игрок получает штрафные очки (ШО): за изменение буквы – 1 очко, за исключение/добавление – 5.
После того, как игрок набирает 10 или более ШО, к нему начинают применяться санкции. А именно, до тех пор, пока число ШО не станет меньше 10, ему запрещается добавлять или исключать буквы, а число замен ограничивается одной за каждый ход. при этом число ШО не увеличивается, а уменьшается: если игрок использует ход, с него списывается 4 очка, если пропускает, не меняя текущее слово, – 5 очков. Можно, разумеется, придумать и другие «расценки».
Таким образом, каждый игрок гнет свою линию, стараясь помешать сопернику выполнить задуманное преобразование.
Неясно, правда, закончится ли когда-нибудь игра. Очевидно, что необходим запрет на возвращение к уже попадавшимся словам, иначе игра зациклится.
Пробовал играть сам с собой, вот что получилось. В скобках указано число ШО у каждого из игроков.
(БАРАБАН)
|
А |
Б |
1 |
БАРАН (10) |
САРАЙ (2) |
2 |
пропуск хода (5) |
САГА (8) |
3 |
ЧАГА (6) |
ТОГА (10) |
4 |
ТАРА (8) |
ПАРА (6) |
5 |
ПАР (13) |
ПОЛ (8) |
6 |
ПАЛ (9) |
ПЫЛ (9) |
7 |
БАЛ (11) |
БАК (10) |
8 |
пропуск хода (6) |
БУК (6) |
9 |
БУЧА (12) |
БУРА (7) |
10 |
БУРТ (8) |
СОРТ (9) |
На этом игра оборвалась: на горизонте показалась затерявшаяся в лесах станция «Калуга-II», на которой попыхивал тепловозик, готовясь увлечь в лесную глушь кособокий поезд «Калуга – Фаянсовая». В приведенной партии заметны попытки А «написать» на соперника, записав наконец «чай» – в ходах 3 и 9, где очевиден «обходной маневр». Впрочем, Б успешно обороняется и к 10-му ходу уже почти выходит на «сок». Хотя, разумеется, А так просто не сдастся – еще не все русские четырехбуквенные слова исчерпаны.
Что можно предпринять, чтобы сделать игру более динамичной?:
1. Хранить задуманные слова в тайне от соперника, выписав их заранее на бумаге. Для большего любопытства можно сообщить друг другу число букв в задуманном слове, или дать другие подсказки.
2. Использовать игральные кости; например, придавать следующий смысл числу выпавших очков:
1 – вернуться на 1 шаг назад и преобразовывать не текущее, а предшествующее слово, что может дать шанс игроку выиграть;
2 – разрешается только замена букв;
3 – запрещается изменять или исключать первую букву текущего слова;
4 – то же для последней буквы;
5 – запрещается изменять гласные буквы;
6 – запрещается изменять согласные буквы